|
Организация работы школы должна
опираться на тот факт, что не определенная сумма знаний определяют качество
образования, а способность выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться
к окружающей действительности. Известно, что интеллектуальные способности и
возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. То
есть помимо того, что человек существо социальное, нельзя забывать что,
прежде всего, человек существо – биологическое. |
Условия
воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно
находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный
рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и
социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной
трудовой и творческой деятельности. Многочисленные физиолого-гигиенические и
психо-физиологические исследования доказали необходимость принятия специальных
мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в
важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития
образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего
образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает
проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся
и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего
образования;
б) использования эффективных методов
обучения;
в) повышения качества занятий физической
культурой;
г) организации мониторинга состояния
здоровья детей;
д) улучшения организации питания
обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности,
каникулярного времени и летнего отдыха детей.
На этой
основе разрабатывались модели здоровьесберегающего образовательного процесса в
образовательных учреждениях различных типов и видов, к таким образовательным
учреждениям относится и наша школа.
Диспансерное
наблюдение за здоровьем наших учащихся показало, что третья часть учеников
страдает хроническими заболеваниями. Больше всего зафиксировано заболеваний,
связанных с нарушениями зрения и нервно-психическими отклонениями. Главной
причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем
учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и
инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и
детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии
учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников. Поэтому одним из
приоритетных направлений деятельности нашей школы стало формирование системного
здоровьесберегающего подхода к укреплению и развитию обучающихся. Решением педагогического совета стала разработка
программы направленная на сохранение и укрепление здоровья всех участников
образовательного процесса «Жизнь со знаком «+».
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
v Системное
медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в
воспитательно-образовательном процессе.
v Оптимизация
воспитательно-образовательного процесса с целью преодоления негативных факторов
и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
v Создание
на базе школы центра, содействующего укреплению здоровья обучающихся.
Цель:
создание активной образовательной
среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни,
формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый
образ жизни.
Задачи:
v Создать
условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических
работников школы;
v Формировать
систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение и
укрепление здоровья
у участников образовательного
процесса.
Этапы реализации Программы:
1 этап
2005-2006 г. - подготовительный.
Цель: обеспечение
условий для реализации программы:
-
подбор и изучение методической
литературы «Здоровьесберегающая педагогика»;
-
организация учебного процесса в условиях здоровьесберегающей педагогики;
-
разработка практических материалов по урочной и внеурочной
физкультурно-оздоровительной работе;
-
составление индивидуальных программ работы всех оздоровительных служб школы
(медицинская, стоматологическая, физиотерапевтическая, логопедическая,
психологическая).
2 этап
2006-2009г. - практический
Цель: организация функционирования программы
содействия здоровью «Жизнь со знаком «+», мониторинг результативности
деятельности, корректировка:
-
анализ изменений в состоянии здоровья,
организация мониторинга здоровья;
-
продолжение работы по формированию здорового
образа жизни, по освоению и использованию в работе педагогического коллектива
здоровьесберегающих педагогических технологий, оздоровительных мероприятий.
3 этап
2009-2010г. - обобщающий.
Цель: анализ работы программы содействия
здоровью «Жизнь со знаком «+», обработка результатов ее функционирования и
определение перспектив развития Центра содействия здоровью «Жизнь со знаком
«+».
Условия реализации программы содействия здоровью
«Жизнь со знаком «+»
Школа-новостройка,
начала свою деятельность с 1 сентября 2004 года, одна из немногих, имеет
современную материальную, учебно-методическую и кадровую базу. В школе
обучается 768 учащихся и сопровождают учебно-воспитательный,
оздоровительный процессы 69
квалифицированных педагогов, воспитателей, трениров-инструкторов и медицинских
специалистов.
В нашей
школе со дня открытия созданы условия для проведения мероприятий по
оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.
Школа
по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Образовательно-воспитательный и оздоравливающий режим является важным фактором,
обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей, создает
предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие
переутомления, повышает общую сопротивляемость организма. Поэтому учебный
процесс проходит в первую половину дня. В учебно-воспитательной работе решается
задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с
учетом школьного расписания. Большое внимание уделяется организационным формам
урока и распределению учебных нагрузок в течение дня. Помимо рационального
составления расписания уроков, контроля величины учебной нагрузки, применяется
построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. Для обеспечения
двигательного режима в урочное время проводится «гимнастика до уроков» и
динамические физкультминутки на уроках, с целью организации учащихся,
активизации их включения в работу и повышения работоспособности. Игровая деятельность
и отдых по выбору учащихся между учебными занятиями осуществляется на
достаточно длительных переменах (15-20 мин.). Для учащихся начальных классов в
учебный режим включается динамическая пауза, сопровождающаяся прогулками на
свежем воздухе, подвижными играми и ритмическими танцами. Во второй половине
дня идет воспитательно-оздоровительная работа.
Для
учащихся первых классов осуществлен продленный режим дня: 20 спальных мест,
игровые и учебные комнаты, комнаты личной гигиены и гардеробная.
Для
растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Школьная столовая,
оснащенная современным оборудованием, рассчитана на 140 мест обеспечивает
учащихся сбалансированным, витаминизированным питанием для нормальной
жизнедеятельности. В школе введено двухразовое горячее питание для
учащихся 1-4 классов. А для учащихся
5-11 классов наряду с организованным питанием работает буфет. В нем постоянно
присутствует не только выпечка, но и разнообразные салаты, соки, фрукты,
витаминизированные напитки. Очень важным считается в школе вопрос организации
питьевого режима.
40
учебных кабинетов оборудованы для детей и подростков в соответствии с их анатомо-физиологическими
особенностями и антропометрическими данными. Мебель и другое оборудование в
классах стандартизирована и способствует правильной удобной позе ребенка,
соответствует пропорциям их тела. В отдельных классах для соблюдения требований
к воздушно-тепловому режиму работают кондиционеры. И это очень важно, так как
учебный процесс для ребенка – это труд, требующий не только умственного, но и
физического напряжения.
В школе
обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным
нормам и правилам, обеспечивающее необходимое условие для сохранения общей и
зрительной работоспособности, предупреждения быстрого утомления глаз и
расстройств зрения. На уроках с повышенной зрительной нагрузкой обязательной
является гимнастика для глаз.
Физическое воспитание это одно из составляющих гармоничного
развития ребенка с целью повышения уровня личностной культуры и формирования
здорового образа жизни. Уроки физического воспитания в школе проходят по
расписанию - 3 часа в неделю. Часть уроков проводятся в гимнастическом и
тренажерном залах под руководством педагога-инструктора. Для этого в школе
функционируют 2 спортивных зала, гимнастический зал, треажерный зал, лыжная
база, зал хореографии. Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности
жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на
случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем
здоровье. Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном
учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной
работы с учащимися во внеурочное время. В школе во второй половине дня для
детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие
упражнения, спортивные эстафеты, соревнования, регулярно проходят общешкольные
Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. Идет
реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у
учащихся культуры отношения к своему здоровью.
В школе функционируют медицинский, физиотерапевтический,
стоматологический, массажный кабинеты. Все кабинеты оборудованы новой техникой,
что позволяет проводить оздоровительные процедуры по плану и своевременно, а также вести профилактическую
работу по укреплению иммунитета учащихся.
Для
создания благоприятного психологического климата в учебном процессе, применения
личностно-значимых способов учебной работы, индивидуально-консультативной,
тренинговой, развивающей деятельности работают логопед, педагоги-психологи.
Кабинеты психологического и логопедического сопровождения
оснащены стандартизированной диагностической базой, коррекционно-развивающими
игровыми комплектами.
В
перспективе развития школы строительство открытого стадиона, площадки для
подвижных игр. В целях профилактических и оздоровительных мероприятий в школе
планируется открытие кабинета фитотерапии.