Формирование системного здоровьесберегающего 
подхода к укреплению и развитию обучающихся "Жизнь со знаком "+"

 

 

Организация работы школы должна опираться на тот факт, что не определенная сумма знаний определяют качество образования, а способность выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Известно, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. То есть помимо того, что человек существо социальное, нельзя забывать что, прежде всего, человек существо – биологическое.

 

Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вы­нужден постоянно находиться ребенок в возрасте от трех до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созре­вание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудо­вой и творческой деятельности. Многочисленные физиолого-гигиенические и психо-физиологические исследования доказали необходимость принятия специальных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышения качества занятий физической культурой;

г) организации мониторинга состояния здоровья детей;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

На этой основе разрабатывались модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов, к таким образовательным учреждениям относится и наша школа.

Диспансерное наблюдение за здоровьем наших учащихся показало, что третья часть учеников страдает хроническими заболеваниями. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушения­ми зрения и нервно-психическими отклонениями. Глав­ной причиной пропусков учебных занятий также являют­ся проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных и инфекционных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубо­кого и детального рассмотрения педагогическим коллек­тивом вопроса о влиянии учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы стало формирование системного здоровьесберегающего подхода к укреплению и развитию обучающихся. Решением педагогического совета стала разработка программы направленная на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса «Жизнь со знаком «+».

Ожидаемые конечные результаты  реализации Программы:

v    Системное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

v    Оптимизация воспитательно-образовательного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

v    Создание на базе школы центра, содействующего укреплению здоровья обучающихся.

Цель:

создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.

Задачи:

v    Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогических работников школы;

v    Формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса.

 

Этапы  реализации Программы:

1 этап 2005-2006 г. - подготовительный.

Цель: обеспечение условий для реализации программы:

- подбор  и изучение методической литературы «Здоровьесберегающая педагогика»;

- организация учебного процесса в условиях здоровьесберегающей педагогики;

- разработка практических материалов по урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной работе;

- составление индивидуальных программ работы всех оздоровительных служб школы (медицинская, стоматологическая, физиотерапевтическая, логопедическая, психологическая).

2 этап 2006-2009г. - практический

Цель: организация функционирования программы содействия здоровью «Жизнь со знаком «+», мониторинг результативности деятельности, корректировка:

-         анализ изменений в состоянии здоровья, организация мониторинга здоровья;

-         продолжение работы по формированию здорового образа жизни, по освоению и использованию в работе педагогического коллектива здоровьесберегающих педагогических технологий, оздоровительных мероприятий.

3 этап 2009-2010г. - обобщающий.

Цель: анализ работы программы содействия здоровью «Жизнь со знаком «+», обработка результатов ее функционирования и определение перспектив развития Центра содействия здоровью «Жизнь со знаком «+».

 

Условия реализации программы содействия здоровью

«Жизнь со знаком «+»

 

Школа-новостройка, начала свою деятельность с 1 сентября 2004 года, одна из немногих, имеет современную материальную, учебно-методическую и кадровую базу. В школе обучается 768 учащихся и сопровождают учебно-воспитательный, оздоровительный  процессы 69 квалифицированных педагогов, воспитателей, трениров-инструкторов и медицинских специалистов.

В нашей школе со дня открытия созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.

Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Образовательно-воспитательный и оздоравливающий режим является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей, создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма. Поэтому учебный процесс проходит в первую половину дня. В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. Большое внимание уделяется организационным формам урока и распределению учебных нагрузок в течение дня. Помимо рационального составления расписания уроков, контроля величины учебной нагрузки, применяется построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. Для обеспечения двигательного режима в урочное время проводится «гимнастика до уроков» и динамические физкультминутки на уроках, с целью организации учащихся, активизации их включения в работу и повышения работоспособности. Игровая деятельность и отдых по выбору учащихся между учебными занятиями осуществляется на достаточно длительных переменах (15-20 мин.). Для учащихся начальных классов в учебный режим включается динамическая пауза, сопровождающаяся прогулками на свежем воздухе, подвижными играми и ритмическими танцами. Во второй половине дня идет воспитательно-оздоровительная работа.

Для учащихся первых классов осуществлен продленный режим дня: 20 спальных мест, игровые и учебные комнаты, комнаты личной гигиены и гардеробная. 

Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Школьная столовая, оснащенная современным оборудованием, рассчитана на 140 мест обеспечивает учащихся сбалансированным, витаминизированным питанием для нормальной жизнедеятельности. В школе введено двухразовое горячее питание для учащихся  1-4 классов. А для учащихся 5-11 классов наряду с организованным питанием работает буфет. В нем постоянно присутствует не только выпечка, но и разнообразные салаты, соки, фрукты, витаминизированные напитки. Очень важным считается в школе вопрос организации питьевого режима.

40 учебных кабинетов оборудованы для детей и подростков в соответствии с их анатомо-физиологическими особенностями и антропометрическими данными. Мебель и другое оборудование в классах стандартизирована и способствует правильной удобной позе ребенка, соответствует пропорциям их тела. В отдельных классах для соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму работают кондиционеры. И это очень важно, так как учебный процесс для ребенка – это труд, требующий не только умственного, но и физического напряжения.

В школе обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным нормам и правилам, обеспечивающее необходимое условие для сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения. На уроках с повышенной зрительной нагрузкой обязательной является гимнастика для глаз.

Физическое воспитание это одно из составляющих гармоничного развития ребенка с целью повышения уровня личностной культуры и формирования здорового образа жизни. Уроки физического воспитания в школе проходят по расписанию - 3 часа в неделю. Часть уроков проводятся в гимнастическом и тренажерном залах под руководством педагога-инструктора. Для этого в школе функционируют 2 спортивных зала, гимнастический зал, треажерный зал, лыжная база, зал хореографии. Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье. Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися во внеурочное время. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования, регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей. Идет реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью.

В школе функционируют медицинский, физиотерапевтический, стоматологический, массажный кабинеты. Все кабинеты оборудованы новой техникой, что позволяет проводить оздоровительные процедуры по плану и своевременно, а также вести профилактическую работу по укреплению иммунитета учащихся.

Для создания благоприятного психологического климата в учебном процессе, применения личностно-значимых способов учебной работы, индивидуально-консультативной, тренинговой, развивающей деятельности работают логопед, педагоги-психологи. Кабинеты психологического и логопедического сопровождения оснащены стандартизированной диагностической базой, коррекционно-развивающими игровыми комплектами.

В перспективе развития школы строительство открытого стадиона, площадки для подвижных игр. В целях профилактических и оздоровительных мероприятий в школе планируется открытие кабинета фитотерапии.

Сайт управляется системой uCoz