УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Пояснительная записка к
учебному плану 1 – 11 классов на 2005 -2006 учебный год
муниципального
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа
№ 45»
Учебный план составлен на основе Закона РФ «Об
образовании» в ред. ФЗ от 23.12.2003 №
186-ФЗ, Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ, утвержденного
приказом Министерства общего и профессионального образования РФ за № 322 от 9. 02.98 г., приказа
Департамента образования за № 654 от
25.05.1999 г., приказа Министерства образования РФ № 2715/227/166/19 от
16.07.02 «О совершенствовании физического воспитания в образовательных
учреждениях РФ», приказа Департамента образования Администрации Кемеровской
области №484 от 26.08.02г. «О совершенствовании процесса физического воспитания
в образовательных учреждениях Кемеровской области», письма Департамента
образования Администрации Кемеровской области
№ 2358/03 от 5.09.02 г. «О введении
третьего дополнительного часа физического воспитания в образовательных учреждениях
Кемеровской области», приказа начальника Департамента образования Администрации
Кемеровской области № 207 от 7.04.03 г. «О введении курса «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Учебный план
является частью образовательной программы школы, учитывает выдвинутые законом
РФ «Об образовании» принципы гуманистического характера образования, приоритета
общечеловеческим ценностям, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности; общедоступности образования; адаптивности системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Согласно
Базисного учебного плана образовательных
учреждений РФ учебный план
состоит из инвариантной (базовый, федеральный и региональный компоненты)
и вариативной (школьный компонент) частей.
Учебные планы с 1 – 11 классы выстраиваются по принципу
возрастающей сложности с учетом возрастных психологических особенностей
учащихся. Школа работает в
режиме шестидневной учебной недели, 1 класс в режиме пятидневной недели в
соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН
2.4.2.1178-02).
В основе распределения часов
учебной нагрузки каждой параллели классов лежит принцип целесообразности, а
также принцип реализации целей и задач идеи личностно-ориентированного обучения
в современной школе и преемственности между первой и второй ступенями обучения;
принцип целенаправленного взаимодействия содержания образования по всем учебным
предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося.
На начальной ступени
обучения образовательная программа включает классы с традиционным обучением
(1б, в, 2б, в 3б, в, 4 б, в) и классы на развивающей основе по программе «Школа
2100» (1а, 2а, 3а, 4а).
Учебный
план I ступени образования в школе (1-4 классы)
отличается от Учебного плана II – III ступени
образования (5-11 классы). Во втором случае существенно расширена вариативная
часть Учебного плана: увеличено время на групповые и индивидуальные занятия.
Учащимся на выбор предлагаются факультативные курсы, способствующие расширению
и углублению знаний в целом по всему курсу или по отдельным интересующим темам.
В вариативной части выделяются часы на индивидуальные занятия с одаренными
детьми с целью развития их творческого потенциала, а также для участия в предметных
олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях разного уровня; для работы с
детьми с ослабленным здоровьем, детьми из семей социального риска, имеющими
пробелы в знаниях.
В
учебном плане сохраняется номенклатура обязательных предметов. Эта часть учебного
плана осуществляется в первой половине дня в традиционных (классно-урочных) и
активных формах обучения (лекции, семинары, занятия в малых группах,
конференции, интегрированные уроки.)
В соответствии с
учебным планом классы делятся на две группы при изучении ключевых дисциплин (иностранного
языка, технологии, информатики).
Часы
школьного компонента плана используются на усиление дисциплин базового цикла,
имеющих минимальное количество обязательных часов (русского языка, литературы,
биологии, химии, физики, алгебры и начала анализа, истории). С целью
формирования навыков безопасного поведения 1 час отводится на предмет «Основы
безопасности жизнедеятельности» с 5 по 11 классы.
Недельная
учебная нагрузка по классам соответствует итоговому числу, указанному в
Базисном учебном плане.
На средней и старшей
ступенях обучения образовательный процесс ведется по традиционной программе
обучения.
Таким образом, основными задачами учебного процесса в школе
является овладение системой знаний, умений и навыков, высокий уровень качества образования,
разностороннее развитие личности.
Образовательная область «Филология»
В начальной школе представлена
образовательными компонентами: «Русский язык», «Литературное чтение».
Обучение по курсу «Русский язык» ведется по программам:
1. «Русский язык», Бунеев
Р.Н. (1а, 2а, 3а, 4а);
2. «Русский язык», Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.(1б,
в, 2б, в, 3б, в);
3. «Русский язык», Рамзаева
Т.Г. (4б, в).
Образовательный компонент «Литературное чтение»
представлен программами:
1. «Чтение и
начальное литературное образование», Бунеев Р.Н. (1а,
2а, 3а, 4а);
2. «Литературное чтение», автор Горецкий В.Г. (1б,
в, 2б, в, 3б, в 4б, в).
«Литературное чтение» в 3б, в, 4б, в осуществляется
по 2 варианту – 136 часов. На выполнение программы 3 часа выделяется в
инвариантной части и 1 час в вариативной части базисного плана.
Курс «Детская риторика», автором которой является Ладыженская Т.А., изучается в 2а, 3а, 4а (школа 2100). На
выполнение программы выделен в вариативной части 1 час.
В среднем и старшем звеньях область представлена
образовательными компонентами: «Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык».
С
5 по 9 классы литература изучается по программе А.Г. Кутузова. В инвариантной
части учебного плана на изучение материала отводится 2 часа, годовая учебная нагрузка составляет 102 часа,
поэтому в вариативной части на
прохождение программы выделен 1час с 5 по 8 классы. В 9 классах в инвариантной
части отведено 3 часа.
В 10
классе литературное образование
осуществляется по программе Кутузова А.Г.– 136 часов, в 11
классе по программе – Курдюмовой Т.Ф. (2 часа в
инвариантной части и 2 часа в вариативной на выполнение государственной программы).
Русский
язык изучается по программе Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. с 5 по 9классы. В 5а классе
изучение русского языка ведется по программе Разумовской М.М.
В 10-11
классах программа А.И.Власенкова сводится к закреплению и углублению и
расширению знаний по русскому языку.
Курс рассчитан на 34 часа.
Русский
язык в вариативной части учебного плана
представлен факультативными курсами в 9 классах: «Развивайте дар речи»,
«Сочинения разных жанров», что дает возможность ученику творчески овладеть
родным языком и дать хорошие навыки
лингвостилистического анализа текстов и художественных произведений.
Иностранный
язык, как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий
культурного и личностного становления школьников. Процесс обучения иностранному
языку строится на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика,
активизацию работы памяти, мышления и других психических процессов, что
способствует умственному развитию ребенка.
Обязательным компонентом образовательной
программы «Школа-2100» является изучение иностранного языка со 2 класса.
Обучение осуществляется по программе Биболетовой М.З.
(68 часов).
В 5-11
классах английский язык изучается по
программе Гальсковой Н.Д., немецкий язык
– Гальсковой Н.Д. Часы на изучение программного материала заложены в
инвариантной части (5-9 классы – 102 часа, 10-11 классы – 68 часов).
Образовательная
область «Математика»
В начальной школе представлена образовательным компонентом
«Математика». Обучение по курсу «Математика» ведется по программам:
1.«Математика», автор Петерсон
Л.Г. (1а, 2а, 3а, 4а).
2.«Математика», автор
Моро М.И.(1б, в, 2б, в, 3б, в, 4б, в).
Программа курса «Математика» в 4
классах автором, которой является Моро М.И., составлена из расчета 5 ч в
неделю. Утвержденным приказом МО РФ учебным планом предусмотрено 4 ч в неделю.
Недостающие часы берутся из вариативной части Базисного плана.
Математика в 5-6 классах изучается по государственной программе в количестве 170
часов. Автор программы Г.М.Кузнецова, И.Г. Миндюк.
В 5а классе математика изучается по учебному комплекту авторов
Дорофеевой Г.П., Петерсон Л.Г.
Математика
в 10-11 классах изучается по
государственной программе Г.М.Кузнецова, И.Г. Миндюк, представлена
курсом «Алгебра и начала анализа» в количестве 102 часов (курс В). В
вариативной части учебного плана в 10 классах на выполнение программы добавлен
1 час.
Алгебра
в 7-9 классах изучается по государственной программе
Г.М.Кузнецова, И.Г. Миндюк в количестве 170 часов (2
вариант).
Геометрия
в 7-11 классах изучается по государственной
программе Г.М.Кузнецова, И.Г. Миндюк в количестве
68 часов(2 часа в неделю).
В 5, 6 классах изучение курса «Элементы статистики и теории
вероятностей» изучается по учебнику Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.
С 7 по
9 классы в общую канву программы курса алгебры
вводится курс «Элементы
статистики и теории вероятностей» автор программы Ю.Н.Макарычев, И.Г.Миндюк.
В 9
классах в вариативной части 1 час выделяется факультативный курс «Решение задач
с параметром», дополняющий основной курс «Алгебры».
Курс «Информатика» во 2а, 3а, 4а классах ведется по
программе А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах».
Курс «Информатика» с 5 по 11 классы осуществляется
по программе Н.В.Макаровой.
Образовательный компонент
«Окружающий мир» представлен в начальной школе в 2-х вариантах:
Интегрированный курс
«Окружающий мир» изучается в 1б, в, 2б, в, 3б, в классах по программе «Мир
вокруг нас» А.А.Плешакова;
В 1а, 2а, 3а изучается по
программе «Мир и человек», автор
А.А.Вахрушев, Д.Д.
Данилов.
Курс «Природоведение», изучается по программе «Природоведение» А.А.Плешакова
(4б, 4в), 34 часа.
Курс дополняется групповыми занятиями в
3б, 3в «Экология для младших школьников» А.А.Плешаков, в 4б, 4в «Планета
загадок» А.А.Плешаков.
Курс «Обществознание» реализуется через программу «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее»,
автор Н.И. Ворожейкина в 4б, в.
Образовательная
область «Обществознание»
В средней и старшей школе область представлена
образовательными компонентами: «История», «История России», «Всеобщая история»,
«Обществознание», «География».
Курс «История»:
в 5 классах по программе «История Древнего Мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер – 68
часов;
в 6 классах - «История России»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 40 часа; «Всеобщия история» В.А.Ведюшкин –
28час;
в 7 классах - «История России»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 42 часа, «Всеобщия история» А.Я.Юдовская –
26часа;
в 8 классах - «История России»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 44 часа, «Всеобщия история» А.Я.Юдовская –
24часа
в 9 классе - «История России»
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина -68 часа, «Всеобщая
история» Н.В.Загладин, 34 часа;
в 10 классах – история изучается
по программе О.В.Волобуева, -102 часа
в вариативной части учебного плана.
в 11 классе - » история изучается
по программе Н.В.Загладина -102 часа в
вариативной части учебного плана
Курс «Обществознание» в 8 классах изучается по
программе А.И.Кравченко» Обществознание», 2 часа в неделю в инвариативной
части.
В 9
классах изучается по программе Л.Н.Боголюбова «Введение в обществознание», 1час
в неделю в инвариантной части;
в 10 классах по программе А.И.Кравченко «Обществознание»,
1 час в неделю в инвариантной части;
в 11 классах по программе Л.Н.Боголюбова «Человек и общество», 68
часов, 2 часа в инвариантной части.
Для формирования у учащихся
гражданско-правовой позиции, правовой культуры, воспитания цивилизованного
отношения к собственности введен факультативный курс для учащихся 9 классов по программе
А.Ф.Никитина «Право и политика», 35 часов в вариативной части учебного плана.
«Экономика» в 10-11 классах
изучается по программе Л.Б.Азимова «Введение в экономику», 35 часов в вариативной
части учебного плана.
Курс «География» изучается с 6 по
10 классы по программам под редакцией В.И.Сиротина – 2 часа в неделю.
Наряду с обязательными
образовательными курсами по географии,
введен факультативный курс для учащихся 9 классов «Россия – особая страна» из
часов вариантной части, направленный на
более глубокое и целенаправленное овладение учащимися традиционными и новыми
методами географической науки - картографическими, статистическими, полевыми
исследованиями и другими.
Образовательная область «Естествознание»
В 5 классах область представлена
образовательным компонентом «Природоведение» (Природа. Введение в биологию и
экологию) по программе Т.С.Суховой,
В.И.Строганова, 68 часов.
В среднем и старшем звеньях представлена
образовательными компонентами: «Биология», «Физика», «Химия».
Изучение предметов естественно – научного цикла
решает ряд очень важных задач – реализует раннее формирование многих
естественно – научных понятий, дают представление о картине мира в целом и о
месте человека в нем, обеспечивает серьезную подготовку к последующему изучению
естественных предметов.
6 - 8 классы
– (2 вариант) по программе
И.Н.Понамаревой и др. -68 часов.
9 классы - (2 вариант) по программе В.В. Пасечника и
др. - 102 часа, 1 час дополняется на выполнение программы в
вариативной части.
Биология
в 9 классах дополняется факультативным курсом «Медицина. Анатомия и физиология
человека», особенностью которого является большая практическая направленность,
расширение кругозора учащихся,
подготовка к более осознанному выбору
профессии.
В 10-11 классе
биология представлена курсом «Общая биология». Автор программы В.В. Пасечник – 68 часов в инвариантной
части.
Образовательный компонент «Физика» в 7-8 классах изучается по программе
А.В.Перышкина, Е.М.Гутник. В инвариантной части отводится 68 часов.
В 9 класса физика изучается по программе
С.В.Громова, Н.А.Родиной, 68 часов в инвариантной части.
Для повышения
познавательного интереса школьников к физике и ознакомления их с современными
достижениями науки и техники, а также для расширения знаний учащихся по применению физических эффектов в
технических системах в 9 классах введен факультативный курс «Лазер-друг или враг».
В 10-11 классах «Физика» по программе
В.А.Касьянова, рассчитанной на 136 часов
(4 часа в инвариантной части).
Образовательный компонент «Химия» изучается
по программе О.С.Габриеляна
8 класс– 102 часа, 1 час в вариативной части плана
на выполнение программы.
В 9, 10, 11 классах
– 68 часов.
Для развития у учащихся интереса к химии, желания углубить
и расширить свои знания, приобретения личного познавательного и
эмоционально-смыслового опыта восприятия химии в 9 классах введен
факультатив «Химия вокруг нас» (1 час в
вариативной части).
Образовательная область «Искусство»
Представлена
образовательными компонентами «Музыка», «Изобразительное искусство».
Обучение по курсу «Музыка», ведется с 1 по 8 классы по программе Д.Б.Кабалевского,
34 часа.
Обучение по курсу «Изобразительное
искусство», ведется с 1 по 8 классы по программе Б.М. Неменского,
34 часа.
Программы
соответствует современным задачам художественного образования и эстетического
развития личности. Целью преподавания предметов, составляющих эту область,
является формирование художественной культуры, как части культуры духовной,
приобщение школьников к миру искусства к общечеловеческим и национальным
ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного
опыта прошлого.
Для
развития творческих способностей учащихся, организации постоянно действующей
выставки детского творчества и участия в конкурсах, в 5 классах
введен 1час факультативных занятий
в вариативной части учебного плана, по курсу «Основы народного и
декоративно-прикладного искусства» программа Т.Я.Шпикалова.
Образовательная область «Технология»
Представлена
образовательными компонентами «Трудовое обучение», «Технология»,
«Черчение».
В 1-4
классах обучение по курсу «Трудовое обучение» ведется по программе Геронимус Т.М., 68 часов.
В 5-11 классах
обучение курсу «Технология» осуществляется по программе под редакцией В.Д. Симоненко, 68 часов.
Образовательный
компонент «Черчение» реализуется в 8-9
классах по программе Степаковой
В.В. в 8 классах 34 часа (за счет часов в вариативной части), в 9 классах
34часа (за счет часов в инвариативной части).
С 1 по 4 классы
– 68 часов.
С 5 по 11
класс – 102 часа.
С целью
обучения правилам безопасного поведения,
формирования навыков действий в ЧС природного и техногенного характера 1 час
отводится на предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5 по 9 классы в
вариативной части плана , 10 классы 1час в инвариантной части на изучение теоретического материала и 2 часа в вариативной части на выполнение
программы и на учебные сборы. В 11 классах – 34 часа в
инвариантной части плана. Обучение
осуществляется по программе
А.Т.Смирнова.
В
начальной школе вопросы безопасности жизнедеятельности включены в содержание
утвержденных Минобразованием России курсов,
реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного
плана «Окружающий мир». На изучение основных вопросов безопасности
жизнедеятельности в курсе «Зеленый дом» А.А.Плешаков, отведено 25 часов. В
курсе «Мир и человек» А.А.Вахрушев – 15 часов.
Введение
в начальной школе факультативного курса «Шахматы-школе»,
автором которого является И.Г.Сухин позволяет
реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков -
сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Курс вводится во 2-4 классах за счет часов
вариантной части.